Ебанько

Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Горацио, 43 - 7 мая 2010 01:09

Все
[B]Диоген Синопский [/B](др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы циников (киников; по-гречески kyon – собака).
Диоген управлял чеканной мастерской в Синопе (город на южном побережье черного моря, современная Турция), а его отец был меняльщиком. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет [B]«да, пришло время перечеканивать монету»[/B], в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города. В скитаниях по дорогам древней Эллады он, кажется, стал понимать истинный смысл пророчества оракула. Дом, работа, семья, праздники - для Диогена, «потомственного» менялы, все это теперь в прошлом. Есть только бессрочное изгнание, собачья жизнь и безвестная смерть…… Афинская ночь была душной. Диоген устроился на рыночной площади, но гул праздника не давал ему уснуть. Он вздыхал и ворочался, размышляя, есть ли смысл в жизни, лишенной благ и радостей. Мышь доедала его лепешку. Вот мышь, размышлял он, не нуждается в подстилке, не боится темноты и не ищет мнимых наслаждений. Мышь радуется моей скромной трапезе, а я печалюсь оттого, что не валяюсь пьяным на мягких коврах! Зачем жаждать сиюминутных удовольствий и страдать от недостижимости желаемого? Как слуги в рабстве у господ, так и люди в рабстве у своих желаний. Избавиться от них - вот истинная добродетель! Вот истинная свобода! Да, оракул был прав, пришло время перечеканивать монету, пора сделать переоценку ценностей!…….В вонючем углу афинского рынка засыпал былой меняла и просыпался философ.
Добродетельной жизни, считал Диоген, как и всякому другому делу, надобно учиться. Диоген зимой и летом ходил в одном плаще на голое тело, который служил ему подстилкой и одеялом, спал под открытым небом и жил подаянием. Увидев, как мальчик пьет из горсти воду, он выбросил чашу, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Вслед за чашкой полетела миска – Диоген встретил раба, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяние у статуй. Прибыв в Афины, Диоген обжил пифос (огромный глиняный кувшин для хранения зерна и вина), который валялся у храма Матери богов на городской площади, и уже никогда не возвращался под крышу дома.
На вопросы, кто он и откуда, Диоген отвечал: «Я - гражданин мира» (именно Диоген изобрел термин «космополит»), он отрицал идею государства и преимущество одних людей над другими: граждан над не гражданами, властителей над народом, мужчин над женщинами, законнорожденных над незаконнорожденными. Единственным истинным государством он считал весь мир, в котором люди равны с рождения.
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским, и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже». Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти что никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем нет». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев». Случалось, средь бела дня он ходил по улице с зажженным фонарем, а на вопросы, для чего он это делает, отвечал: «я ищу Человека!» - «Ну и как, нашел?»- «Хороших детей нашел в Спарте, хороших мужей – нигде».
Диоген не скрывал, из-за чего был изгнан из Синопа, и когда кто-то попрекнул его порчей монеты и укорил за изгнание, он ответил: «Глупец! Ведь благодаря изгнанию я стал философом!».
Его вызывающее поведение не приносило много милостыни. На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, вероятно, станут, а вот мудрецами – никогда».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он отвечал: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже». Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
Добавить комментарий Комментарии: 0

индекс цитирования


Ебанько - пофигизм и здравый смысл. Ебанько - красивое слово..
Ebanko.ru, Москва 2012-2020 г.

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.